Философия, Притчи и Дискурс.
Философия. Любовь к мудрости. Итак философская мудрость. Это не есть мудрость практическая способная чем помочь нам в обыкновенном мирском быту. Таковая бытейско-житейская мудрость обыкновенно относиться к иным жанрам и произведениям. Философия работает с несколько иным материалом. Философия не практическая наука, но инструмент позволяющий работать со сферой недоказуемого и научно незамеримого. Недоказуемое и научно незамеримое сразу-же будет ассоциироваться у многих с вопросами бога, где понятно что наука способна опровергнуть многие религиозные догматы, тем не менее не способна категорически доказать отсутствие такового объекта как творец. Быть такое может и ни одна религия не описывает верным образом этот объект, а на деле он есть в какой-то совершенной иной форме не религиями описанной и не наукой найденой. Так вот. Какие выводы из этого можно делать и какая собственно разница, это философия. И как таковые Теология и Богословие так-же можно отнести к философии. Течения философии которые подразумевают и ставят как аксиому, которую доказывать не требуется - Бог есть. Отсюда скачем дальше. В научном мире сие именуется гипотеза - предположим и примем условие за данность, отсюда следует. Так вот. Философия есть большой объём разнообразных подобных гипотез и выводов сделанных исходя из различных вариаций. Верная не верная, правдивая не правдивая в этих вопросах не совсем применимо. Точнее не применимо если пользоваться классически-научным инструментарием. В философии придерживаются некоторых логических манёвров, то есть изначально можно сделать предположение не доказывая его, однако в последствии логическими методами показывать как результаты подобного суждения или предположения будут влиять на иные постулаты, доказательства, суждения и так далее. То есть хотя и философия не пользуется ни чем научно-замеримым, тем не менее в философских течениях существует нередко достаточно чёткий раздел между взаимоисключающими мировозрениями где либо так, либо иначе, но ни одновременно.
Я не сильно-то сертифицированный философ для того, что-бы дать полноценную картину как это у них там работает, но могу дать своё мнение относительно предмета. Итак философия. Как мудрость. Далее сказав что-либо я рискую попасть под критику "ну это лишь частный случай" и "далеко не любая философия оперирует в рамках указанного примера". Так вот. Я абсолютно уверен, что что-бы я не сказал и сколько примеров не дал, всегда найдётся умник с философией, которая не попадает под рамки мною данного определения. Она бывает разная. Тут немного не о том речь. В контексте нашего ресурса вопрос стоит, а нужно-ли ей интересоваться вообще, нужно-ли это читать и зачем. Применимо-ли это? Ну так. А нужно-ли читать вообще? Зачем? Зачем мы читаем все прочие произведения, романы, классику, сказки, детективы, что угодно. Зачем мы это делаем? Времяпровождение. Так вот философия и её чтение слегка промахивается мимо этой цели, потому как осваивать эти произведения, совсем не так легко, сие не художественная литература и сие не отвлечённое чтение. Тут надо сидеть и сосредоточенно врубаться в написанное, если там ещё есть во что врубаться. Однако-же. Зачем и какая от того польза. Зачем мучались писатели и зачем над их трудами в последствии мучаются их читатели? Мудрость, да. Вот мучаться с философией развлечение так себе, а вот мудрости какой перенять никто не дурак. Так вот философская мудрость, опять таки может такое быть и далеко не всегда, но очень и очень часто оперирует с таким понятием как мировозрение. Что такое и с чем его едят? Мировозрение это воззрение (постоянно подмывает с двумя з написать, напишу) касательно того как мир работает и устроен, что в нём важно, что вторично, какой шар толкает следующий, а какой безцельно бродит от борта к борту, какие механизмы работают, какие нет, и где собака зарыта. При том повторюсь это воззрение, что по сути есть мнение. И вот тут мы сталкиваемся с оперативной способностью философии. Так как с одной стороны ну это-же всего-лишь мнение, может и так, может и по другому, ведь не доказано. И правда, не доказано, не научное это дело замерять удельный вес мнений. Однако с точки зрения философии отталкиваясь от этого мнения за ним следуют последствия, которые медленно, но верно разграничивают жизнь на выраженные сегменты, где если взять за опорную точку исходное мнение, то вот это можно, а это нельзя, вот это хорошо, а это плохо, вот это важно, а это вторично. Та или иная философия регламентирует приоритетную систему ценностей, отталкиваясь от которой мы уже совершаем выборы в пользу того или иного решения в практической области, поступить так или иначе, обыкновенно поступая согласно избранной философии если она у субъекта имеется, даже в убыток практической пользе. Для хорошего примера можно воспользоваться философией религиозной и давай выберем между христианством и исламом. Согласно их философским мировозрениям христианину необходимо по воскресеньям посещать церковь, а мусульманину пять раз на дню совершать молитвы. Ну это упрощённо и среди прочего. Ну так и чья философия лучше? Казалось-бы христианам попроще будет. А атеистам так и вовсе голову ломать не нужно. А ах-ты-ж пойди-ка попробуй кого перевербовать в противоположную религию. Не ну а чего тебе твоё мнение? Вот поменяй. Чего тебе твоя философия и мировозрения? Можно и без. Да. Можно и без. Ну так а ни кто и не говорит, что каждый человек мудр. От того как читать философию так это скучно, а вот к мудрости халявно приобщиться каждый рад. Правда. Спроси человека пусть выберет быть мудрецом или быть дураком?
Так что-же это за мудрость такая? Если это не та практическая мудрость где-бы денег побольше заработать. Какая у неё ценность? Ценность философии. Не как литературного произведения, а как философии жизненной, это как раз иметь правильное мировозрение, правильное мнение касательно вопросов как мир устроен, как он работает, что в нём важно, что минорно, и за какие ценности стоит держаться, чем дорожить, чем торговать. И с этим правильным применительно для твоей частной ситуации мировозрением, тебе должно-быть легко жить, даже если жить трудно. То есть жить может-быть трудно, но в твоей голове, будет вращаться успокаивающая тебя мысль о том, что живёшь ты правильно, согласно своей философии, согласно своему мировозрению, согласно избранной тобой шкалой приоритетов. Такая вот с моей точки зрения философия, ну... а как ей овладеть? По разному можно, но можно и почитать чего хорошего. Вот только опасаюсь и как раз таки рекомендательный сервис в этом вопросе столкнётся с дополнительными осложнениями. Так как можно конечно заявить что одна книга описывает явление лучше чем иная книга. А вот какая философия лучше. Это то-же самое как какая религия верная.
Всё. Хватит глубокого смысла. Вернёмся к практическим занятиями. Тэги имеющие отношение к философии. Притчи. Притчи есть метод передачи мудрости, по сути метод хорошего примера - делиться мудростью посредством рассказа схожей ситуации к ситуации вопрошающего где кроется ответ на вопрос ученика. Таким образом учитель не давит на ученика массой авторитета, я прав - делай как я сказал. Нет. Методом притчи это вот была ситуация с подобным экзистенциальным вопросом и её герои решали её так и так, и стало в результате так и так. Делай выводы. В таких формах притч, переданно не мало обыкновенно восточной философии.
Остальная-же философия обыкновенно менее доступная пониманию, а сверх того нередко бывает и вовсе скучной для чтения. Нередко она писана таким древним языком, что даже выдержав несколько переводов яснее не становиться, просто речь когда-то вот такая была. Так вот я не буду пускаться в назначение излишних тэгов для наименования всевозможных философских течений (пока-что не буду). Однако. Философским произведениям присущи тэги по критерию древности и это будут Ancient, Middle Age и Modern. Теперь во-первых средние века обыкновенно именуются классической философией, но для избежания разночтени слово классика зарезервированно для иных произведений и таким образом мы получаем эти средние века. Так-же сверх этой потенциальной угрозы, возможно и различные произведения будут характеризоваться этими-же тэгами в результате того как они сами были написаны эпохи древности, средних веков или в наше новое время, или-же будут описывать события соответствующие этим эпохам, так что... Возможна большая путаница с которой пока-что я просто не намерен бороться, других проблемм хватает. А так-то вообще, просто конкретнее формулируйте свои запросы и кто ищет тот найдёт.
А да. И есть такое дело Дискурс. И моё столкновение с этим закончилось на книге товарища Пелевина, который и ввёл это слово в мой обиход, но что-то я так и не понял до конца, что это такое, что-бы суметь изложить вам это в доступной форме, так что слово в голове материализовалось, но пользовать не пользую, так как не знаю к чему применять. Однако в последствии был удивлён и этим словом пользуются и другие авторы и в отношении иных произведений. Что-же это всё ещё ускользает от моего разумения, но я решил, что это имеет какое-то отношение к вопросам философии. Потому это здесь. И расписываюсь в своей беспомощности, кто умеет, кто могёт, прошу к трибуне, разложите пожалуйста.
Что посоветовать? Ох задачка. Чую помидорами закидают знатоки. Дело такое, как религию рекламировать, а ну как у людей уже своя есть. Давайте, что-ли пойдём путём от простого к сложному и начнём с чего-нибудь для людей кто с этим жанром вообще не работает, так что-б им проще в тему въехать, что оно и с чем его едят. Про что естественно любители тру Платона и Аристофана заявят мне, что это всё детский лепет в сравнении с учёными мужами. Заранее со всеми согласен. Но тем не менее - сказки для детей. В которых не последовательные сложные размышления и доказательства читая которые в конце абзаца забываешь с чего он-же начинался, как у учёных мужей, а... некая почти художественная даже история, крупицы философии в которой разбросаны гомеопатическими дозами. Так что-б и просвятиться и голова не сломалась. Из такого имеем "Дзен и искусство ухода за мотоциклом", "Чайка" Ричарда Баха. Легко и любопытно почитать Пелевина, тем более что человек нашего времени, наших реалий. Как раз тут могут разразиться дебаты о том где там философия и что вообще этом хорошего, а я тем не менее новичкам посоветовал-бы. Москва-Петушки не философия-ли? Шантарам замечательная книжка.
Поэма «Москва — Петушки» — самое популярное произведение потаенной русской литературы последних десятилетий, переведенное почти на двадцать языков мира. Венедикт Ерофеев — бывший студент-филолог немногим менее пяти вузов страны, отчислявшийся из оных за неординарное поведение и избыток эрудиции. Около 30 лет он успешно стирал грани между умственным и самым что ни на есть физическим трудом. В настоящее время всемирно известный автор поэмы быстро становится всемирно известным драматургом (поставлена на сцене многих театров у нас и за рубежом пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», первая часть драматической трилогии). Имеются и другие, случайно не утерянные и ныне издаваемые сочинения, а автор продолжает писать новые.
Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало — и ни разу не видел Кремля. Вот и вчера опять не увидел — а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декохта люди ничего лучшего еще не придумали. Так. Стакан зубровки. А потом — на Каляевской — другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой. Один мой знакомый говорил, что кориандровая действует на человека антигуманно, то есть, укрепляя все члены, расслабляет душу. Со мной, почему-то, случилось наоборот, то есть, душа в высшей степени окрепла, а члены ослабели, но я согласен, что и это антигуманно. Поэтому там же, на Каляевской, я добавил еще две кружки жигулевского пива и из горлышка альб-де-дессерт. Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше — что ты пил? Да я и сам путем не знаю, что я пил. Помню — это я отчетливо помню — на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я еще чего-то пил.
Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться — этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет. А еда — это так… Потому что больше всего на свете Джонатан любил летать.
Настало утро, и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря. В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с приманкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи, ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелись к судну, чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый день вступил в свои права. Но вдали от всех, вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении. Вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым. Он прищурил глаза и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал дыхание и чуть... чуть-чуть... на один дюйм... увеличил изгиб крыльев. Перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал. Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полета и никогда не останавливаются. Остановиться в воздухе - для чайки бесчестье, для чайки это - позор. Но Джонатан Ливингстон, который, не стыдясь, вновь выгибал и напрягал дрожащие крылья - все медленнее, медленнее и опять неудача, - был не какой-нибудь заурядной птицей. Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное - еда, а не полет. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать. Но подобное пристрастие, как он понял, не внушает уважения птицам. Даже его родители были встревожены тем, что Джонатан целые дни проводит в одиночестве и, занимаясь своими опытами, снова и снова планирует над самой водой. Он, например, не понимал, почему, летая на высоте меньшей полувзмаха своих крыльев, он может держаться в воздухе дольше и почти без усилий. Его планирующий спуск заканчивался не обычным всплеском при погружении лап в воду, а появлением длинной вспененной струи, которая рождалась, как только тело Джонатана с плотно прижатыми лапами касалось поверхности моря. Когда он начал, поджимая лапы, планировать на берег, а потом измерять шагами след, его родители, естественно, встревожились не на шутку. - Почему, Джон, почему? - спрашивала мать. - Почему ты не можешь вести себя, как все мы? Почему ты не предоставишь полеты над водой пеликанам и альбатросам? Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья да кости. - Ну и пусть, мама, от меня остались перья да кости. Я хочу знать, что я могу делать в воздухе, а чего не могу. Я просто хочу знать.
"Единственный мотоцикл, который стоит чинить,- это вы сами" - утверждает Роберт Пирсиг. Легендарный американский писатель, бывший битник, мыслитель, моралист, затворник, дзен-буддист, Роберт Мэйнард Пирсиг ныне редко появляется на публике и с неохотой дает интервью. Вышедший в 1974 году роман "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" сделал своего автора, бывшего составителя научно-технической документации, настоящим духовным лидером целого поколения. Это автобиография ума и тела, задающихся проклятыми вопросами человеческого существования, пытающихся установить новую систему жизненных ценностей. "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" - по-настоящему захватывающий роман, философия которого примиряет технологию и религию, лотос и гаечный ключ.
Не отрывая руки от левой рукоятки мотоцикла, я по часам вижу, что уже восемь тридцать утра. Ветер даже при шестидесяти милях в час -- теплый и душный. Если уже в полдевятого жарко и сыро, то как будет днем. Ветер несет едкие запахи придорожных болот. Мы -- в той части Центральных Равнин, где тысячи топей, где хороша утиная охота. Мы направляемся на северо-запад от Миннеаполиса в сторону Дакот. Эта дорога -- старое бетонное двухполосное шоссе, по которому нет активного движения с тех пор, как несколько лет назад параллельно ему проложили новую четырехполосную трассу. Когда мы проезжаем очередное болото, воздух неожиданно холодеет. Когда же болото остается позади, теплеет снова. Я рад, что опять еду сюда. Вроде несуществующей страны, совершенно ничем не знаменитой и именно поэтому -- привлекательной. На таких старых дорогах исчезают все напряги. Мы трясемся по избитой бетонке среди рогоза, лужаек, опять рогоза и болотной травы. Тут и там мелькает открытая вода, и, если вглядеться, на краю рогозовых зарослей можно увидеть диких уток. И диких голубей. ...Вон краснокрылый дрозд. Я шлепаю Криса по коленке. -- Чё? -- вопит он. -- Дрозд! Он что-то отвечает -- я не слышу. -- Чё? -- ору я, не оборачиваясь. Он хватает меня за затылок шлема и вопит: -- Я видел их тучу, па! -- А-а! -- ору я в ответ, потом киваю сам себе. В одиннадцать лет краснокрылые дрозды не особенно впечатляют. Для этого надо стать старше. У меня тут примешиваются воспоминания, которых нет у него. Давние холодные утра, когда болотная трава бурела, а метелки рогоза мотались на северо-западном ветру. Едкий запах поднимался от жижи, взбаламученной высокими охотничьими сапогами: мы готовились к восходу солнца и открытию утиного сезона. Иди змы, когда топи замерзали и мертвели, и можно было часами ходить по льду и снегу среди мертвых камышей и ничего, кроме серого неба, всякой дохлятины и мороза не видеть. Дроздов тогда не было. Но сейчас, в июле, они вернулись, и всЈ очень даже живет, и каждый квадратный фут этих топей гудит, щелкает, зудит и трещит, -- целое сообщество миллионов живых существ, тратящих всю жизнь в каком-то блаженном континууме. Если отпуск проводишь на мотоцикле, видишь все совершенно иначе. В автомобиле ты всегда в замкнутом купе, а поскольку к этому привыкаешь, то сложно себе представить, что все, что видишь в окне, -- просто тот же самый телевизор. Ты -- пассивный наблюдатель, и все движется мимо в скучном обрамлении. На мотоцикле такой рамки нет. Ты полностью в контакте со всем вокруг. В самом пейзаже, а не просто созерцаешь его, и это чувство собственного присутствия ошеломляет. Бетон, проносящийся в пяти дюймах под ногой, реален, по нему ходишь, и -- вот он, мелькает так, что невозможно сосредоточиться, и в то же время можешь опустить ногу и шваркнуть по нему в любой момент. Все это вместе -- единое переживание, которое никогда не сотрется из немедленного сознания.
Эта преломленная в художественной форме исповедь человека, который сумел выбраться из бездны и уцелеть, протаранила все списки бестселлеров и заслужила восторженные сравнения с произведениями лучших писателей нового времени, от Мелвилла до Хемингуэя. Подобно автору, герой этого романа много лет скрывался от закона. Лишенный после развода с женой родительских прав, он пристрастился к наркотикам, совершил ряд ограблений и был приговорен австралийским судом к девятнадцати годам заключения. Бежав на второй год из тюрьмы строгого режима, он добрался до Бомбея, где был фальшивомонетчиком и контрабандистом, торговал оружием и участвовал в разборках индийской мафии, а также нашел свою настоящую любовь, чтобы вновь потерять ее, чтобы снова найти…
Мне потребовалось много лет и странствий по всему миру, чтобы узнать все то, что я знаю о любви, о судьбе и о выборе, который мы делаем в жизни, но самое главное я понял в тот миг, когда меня, прикованного цепями к стене, избивали. Мой разум кричал, однако и сквозь этот крик я сознавал, что даже в этом распятом беспомощном состоянии я свободен — я могу ненавидеть своих мучителей или простить их. Свобода, казалось бы, весьма относительная, но когда ты ощущаешь только приливы и отливы боли, она открывает перед тобой целую вселенную возможностей. И сделанный тобой выбор между ненавистью и прощением может стать историей твоей жизни. В моем случае это долгая история, заполненная людьми и событиями. Я был революционером, растерявшим свои идеалы в наркотическом тумане, философом, потерявшим самого себя в мире преступности, и поэтом, утратившим свой дар в тюрьме особо строгого режима. Сбежав из этой тюрьмы через стену между двумя пулеметными вышками, я стал самым популярным в стране человеком — ни с кем не искали встречи так настойчиво, как со мной. Удача сопутствовала мне и перенесла меня на край света, в Индию, где я вступил в ряды бомбейских мафиози. Я был торговцем оружием, контрабандистом и фальшивомонетчиком. На трех континентах меня заковывали в кандалы и избивали, я не раз был ранен и умирал от голода. Я побывал на войне и шел в атаку под огнем противника. И я выжил, в то время как люди вокруг меня погибали. Они были, по большей части, лучше меня, просто жизнь их сбилась с пути и, столкнувшись на одном из крутых поворотов с чьей-то ненавистью, любовью или равнодушием, полетела под откос. Слишком много людей мне пришлось похоронить, и горечь их жизни слилась с моей собственной. Но начинается моя история не с них, и не с мафии, а с моего первого дня в Бомбее. Cудьба забросила меня туда, втянув в свою игру. Расклад был удачен для меня: мне выпала встреча с Карлой Сааранен. Стоило мне заглянуть в ее зеленые глаза, и я сразу пошел ва-банк, приняв все условия. Так что моя история, как и все остальное в этой жизни, начинается с женщины, с нового города и с небольшой толики везения.
Посмеялись, размялись? Реклама закончена, хватай топор, руби хардкор. Сейчас буду советовать серьёзную философию. Скажу честно, не всё из того что советую читал, но существуют настолько на слуху произведения, что можно делать вывод, что оно что-то значимое. Из того что читал, далеко не всегда помню о чём оно, разве что в общих чертах и основные постулаты. Это раньше была приятная прогулка, теперь готовтесь страдать, даже если философия доказано стоящая. Начать страдать от серьёзной философии посоветую с "Процесса" Кафки (кстати, первая загруженная книга на этот ресурс, символично что-ли), как раз очень живо передаёт ощущение как его читать философию. Немножко классики для развития выносливости? Знаете, прокручиваю произведения читанные и думаю что из того достойного и понимаю, что за частую моя реакция на знакомые наименования - "да шоб я ещё раз так мучался, ради такой мудрости". Так что-же вам посоветовать? Читайте что-ли Достоевского, там про людей. Фауст Гёте всё-же произведение стоящее, ну и Кант ещё куда не шло, не такой невыносимо заумный и скучный. По древней философии честно ничего советовать не стану, я так глубоко не копал, в общих чертах ознакомился с тезисами в университетских курсах, до первоисточников мозги не дошли.
Это – `Процесс`. Абсолютно уникальная книга Франца Кафки, которая фактически `создала` его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX в. – точнее, `вплела` это имя в идею постмодернистского абсурдизма. Время может идти, а политические режимы – меняться. Однако неизменной остается странная, страшная и пленительно-нелепая история `Процесса` – история, что начинается с `ничего нелепости` и заканчивается `ничем смерти`.
Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест. Кухарка его квартирной хозяйки, фрау Грубах, ежедневно приносившая ему завтрак около восьми, на этот раз не явилась. Такого случая еще не бывало. К. немного подождал, поглядел с кровати на старуху, живущую напротив, - она смотрела из окна с каким-то необычным для нее любопытством - и потом, чувствуя и голод, и некоторое недоумение, позвонил. Тотчас же раздался стук, и в комнату вошел какой-то человек. К. никогда раньше в этой квартире его не видел. Он был худощав и вместе с тем крепко сбит, в хорошо пригнанном черном костюме, похожем на дорожное платье - столько на нем было разных вытачек, карманов, пряжек, пуговиц и сзади хлястик, - от этого костюм казался особенно практичным, хотя трудно было сразу сказать, для чего все это нужно. - Ты кто такой? - спросил К. и приподнялся на кровати. Но тот ничего не ответил, как будто его появление было в порядке вещей, и только спросил: - Вы звонили? - Пусть Анна принесет мне завтрак, - сказал К. и стал молча разглядывать этого человека, пытаясь прикинуть и сообразить, кто же он, в сущности, такой? Но тот не дал себя особенно рассматривать и, подойдя к двери, немного приоткрыл ее и сказал кому-то, очевидно стоявшему тут же, за порогом: - Он хочет, чтобы Анна подала ему завтрак. Из соседней комнаты послышался короткий смешок; по звуку трудно было угадать, один там человек или их несколько. И хотя незнакомец явно не мог услыхать ничего для себя нового, он заявил К. официальным тоном: - Это не положено! - Вот еще новости! - сказал К., соскочил с кровати и торопливо натянул брюки. - Сейчас взгляну, что там за люди в соседней комнате. Посмотрим, как фрау Грубах объяснит это вторжение. Правда, он тут же подумал, что не стоило высказывать свои мысли вслух, - выходило так, будто этими словами он в какой-то мере признает за незнакомцем право надзора; впрочем, сейчас это было неважно. Но видно, незнакомец так его и понял, потому что сразу сказал: - Может быть, вам лучше остаться тут? - И не останусь, и разговаривать с вами не желаю, пока вы не скажете, кто вы такой. - Зря обижаетесь, - сказал незнакомец и сам открыл дверь.
Герой трагедии «Фауст» - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы. Книга содержит полную версию «пьесы для чтения» «Фауст» крупнейшего немецкого поэта И. В. Гете (1749-1832). В издании помещены избранные иллюстрации немецкого художника Морица Рецша, которые Гете видел и нашел искусными и «остроумными». Вступительная статья и примечания Н. Вильмонта. Перевод с немецкого Б. Пастернака
Директор театра, поэт и комический актер. Директор Вы оба, средь несчастий всех Меня дарившие удачей, Здесь, с труппою моей бродячей, Какой мне прочите успех? Мой зритель в большинстве неименитый, И нам опора в жизни - большинство. Столбы помоста врыты, доски сбиты, И каждый ждет от нас невесть чего. Все подымают брови в ожиданье, Заранее готовя дань признанья. Я всех их знаю и зажечь берусь, Но в первый раз объят такой тревогой. Хотя у них не избалован вкус, Они прочли неисчислимо много. Чтоб сразу показать лицом товар, Новинку надо ввесть в репертуар, Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ И, в ревности дойдя до безрассудства, Как двери райские, штурмует вход? Нет четырех, а ловкие проныры, Локтями в давке пробивая путь, Как к пекарю за хлебом, прут к кассиру И рады шею за билет свернуть. Волшебник и виновник их наплыва, Поэт, сверши сегодня это диво. Поэт Не говори мне о толпе, повинной В том, что пред ней нас оторопь берет. Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи меня на те вершины, Куда сосредоточенность зовет, Туда, где божьей созданы рукою Обитель грез, святилище покоя. Что те места твоей душе навеют, Пускай не рвется сразу на уста. Мечту тщеславье светское рассеет, Пятой своей растопчет суета. Пусть мысль твоя, когда она созреет, Предстанет нам законченно чиста. Наружный блеск рассчитан на мгновенье, А правда переходит в поколенья. Комический актер Довольно про потомство мне долбили. Когда б потомству я дарил усилья, Кто потешал бы нашу молодежь? В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без предубежденья. Чем шире наших слушателей круг, Тем заразительнее впечатленье. С талантом человеку не пропасть. Соедините только в каждой роли Воображенье, чувство, ум и страсть И юмора достаточную долю.
В Критике чистого разума Кант осуществляет "коперниканский переворот" в философии, направляя главное внимание философии к определению источников и границ познания
Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его. Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными, их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте.
Тотальный ад. Клуб людей кто до конца понял о чём вообще ведут речь эти философы весьма узок. Но кто прочитал тащатся. Тащатся по всей видимости от собственной причастности к этому эксклюзивному клубу, я читал. Из таких. Бритва Оккама, усиленно все онанируют на это произведение и принцип. Логико-философский трактат Витгенштейна с которого вроде как правильнее начинать читать, вообще читать, вообще первой книгой в жизни прямо, ибо как без этого жить вообще можно, но он такой замороченный, что читать его осилят уже только самые искушённые в этом искусстве. Разве только Жан Поль Сартр посостязаться в кондиции.
Бритва Оккама оказала серьёзное влияние на формирование критериев науности знания и гипотез
«Тошнота» – первый роман Ж.-П.Сартра, крупнейшего французского писателя и философа XX века. Он явился своего рода подступом к созданию экзистенционалистской теории с характерными для этой философии темами одиночества, поиском абсолютной свободы и разумных оснований в хаосе абсурда. Это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, написанное в форме дневниковых записей, пронизано острым ощущением абсурдности жизни.
Пожалуй, лучше всего делать записи изо дня в день. Вести дневник, чтобы докопаться до сути. Не упускать оттенков, мелких фактов, даже если кажется, что они несущественны, и, главное, привести их в систему. Описывать, как я вижу этот стол, улицу, людей, мой кисет, потому что ЭТО-ТО и изменилось. Надо точно определить масштаб и характер этой перемены. Взять хотя бы вот этот картонный футляр, в котором я держу пузырек с чернилами. Надо попытаться определить, как я видел его до и как я теперь. Ну так вот, это прямоугольный параллелепипед, который выделяется на фоне... Чепуха, тут не о чем говорить. Вот этого как раз и надо остерегаться -- изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет. Дневник, по-моему, тем и опасен: ты все время начеку, все преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду. С другой стороны, совершенно очевидно, что у меня в любую минуту -- по отношению хотя бы к этому футляру или к любому другому предмету -- может снова возникнуть позавчерашнее ощущение. Я должен всегда быть к нему готовым, иначе оно снова ускользнет у меня между пальцев. Не надо ничего, а просто тщательно и в мельчайших подробностях записывать все, что происходит. Само собой, теперь я уже не могу точно описать все то, что случилось в субботу и позавчера, с тех пор прошло слишком много времени. Могу сказать только, что ни в том, ни в другом случае не было того, что обыкновенно называют "событием". В субботу мальчишки бросали в море гальку -- "пекли блины", -- мне захотелось тоже по их примеру бросить гальку в море. И вдруг я замер, выронил камень и ушел. Вид у меня, наверно, был странный, потому что мальчишки смеялись мне вслед.
Труды выдающегося немецкого философа Артура Шопенгауэра долгое время оставались практически незаметными для широкой публики; только в последние два десятилетия своей жизни он получил долгожданную известность. Но до самой смерти Шопенгауэр оставался непонятым; подлинная суть той революции, которую он произвел в европейской философии, стала проясняться только в XX веке. В отличие от других представителей немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель), написавших огромное число самых разных философских трудов и существенно менявших свои воззрения в разные эпохи своей жизни, Шопенгауэр оказался автором всего одной книги. Однако эта книга — «Мир как воля и представление» — составила целую эпоху не только в немецкой, но и во всей европейской философии и стала одним из самых популярных произведений в истории философии. Первый том Сочинений Артура Шопенгауэра содержит основное произведение философа "Мир как воля и представление".
Смерть - поистине гений-вдохновитель, или музагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как "заботливую смерть". Едва ли даже люди стали бы философствовать, если бы не было смерти. Поэтому будет вполне естественно, если специальное рассмотрение этого вопроса мы поставим во главу последней, самой серьезной и самой важной из наших книг. Животное проводит свою жизнь, не зная собственно о смерти; оттого животный индивидуум непосредственно пользуется всей нетленностью своей породы: он сознает себя только бесконечным. У человека, вместе с разумом, неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти. Но как вообще в природе всякому злу сопутствует средство к его исцелению или, по крайней мере, некоторое возмещение, так и та самая рефлексия, которая повлекла за собою сознание смерти, помогает нам создавать себе такие метафизические воззрения, которые утешают нас в этом и которые не нужны и не доступны животному. Подобное утешение составляет главную цель всех религий и философских систем, и они прежде всего представляют собою извлеченное из собственных недр мыслящего разума противоядие против нашего сознания о неизбежности смерти. Но достигают они этой цели в весьма различной степени, и бесспорно, что одна религия или философия больше, чем другая, рождает в человеке способность спокойно глядеть в лицо смерти. Брахманизм и буддизм, которые учат человека смотреть на себя как на самопервосущество, брахму, коему, по самой сущности его, чужды всякое возникновение и уничтожение, - эти два учения гораздо больше сделают в указанном отношении, чем те религии, которые признают человека сотворенным из ничего и приурочивают начало его бытия, полученного им от другого существа, к реальному факту его рождения. Оттого в Индии и царит такое спокойствие и презрение к смерти, о котором в Европе даже понятия не имеют. Поистине, опасное дело - с юных лет насильственно внедрять человеку слабые и шаткие понятия о столь важных предметах и этим отнимать у него способность к восприятию более правильных и устойчивых взглядов. Например, внушать ему, что он лишь недавно произошел из ничего и, следовательно, целую вечность был ничем, а в будущем все-таки никогда не утратит своего существования, - это все равно, что поучать его, будто он, хотя и всецело представляет собою создание чужих рук, тем не менее должен быть во веки веков ответствен за свои деяния и за свое бездействие. Когда, созрев духом и мыслью, он неизбежно поймет всю несостоятельность таких учений, у него уже не будет взамен ничего лучшего, - да он и не в состоянии был бы даже понять это лучшее; он окажется поэтому лишенным того утешения, которое и ему предназначала природа взамен сознания о неизбежности смерти. В результате такого образования наших юношей мы и видим, что теперь (1844 г.) в Англии, в среде испорченных рабочих - социалисты, а в Германии, в среде испорченных студентов - неогегельянцы, спустились до уровня абсолютно физического мировоззрения, которое приводит к результату: "ешьте и пейте, ведь после смерти радостей не будет", и поэтому заслуживают имени бестиализма. ... Печалиться о времени, когда нас больше не будет, так же нелепо, как если бы мы печалились о времени, когда нас ещё небыло.
"Наука логики" или "Большая логика", созданная Гегелем в 1812 - 1816 гг., - важнейшее его произведение, в котором великий немецкий философ дает наиболее развернутое изложение своих диалектических идей
Ни в какой другой науке не чувствуется так сильно потребность начинать с самой сути дела, без предварительных размышлений, как в науке логики. В каждой другой науке рассматриваемый ею предмет и научный метод отличны друг от друга; равным образом и содержание этих наук не начинает абсолютно с самого начала, а зависит от других понятий и находится в связи» с облегающим, его другим материалом. За этими науками» мы вследствие этого готовы признавать право говорить лишь лемматически о почве, на которой они стоят, и ее связи, равно как и о «своем методе, применять без дальнейших околичностей предполагаемые известными и принятыми формы дифини- ций и т. п. и пользоваться для установления своих всеобщих понятий и основных определений обычным способом рассуждения. Логика же, напротив, не может брать в качестве предпосылки ни одной из этих форм рефлексии или правил и законов мышления, ибо сами они составляют часть ее содержания и должны впервые получить свое обоснование лишь в ее рамках. Но в ее содержание входит не только указание научного метода, но и вообще само понятие науки и притом это понятие составляет ее последний результат; она поэтому не может сказать наперед, что она такое, а лишь все ее изложение рождает впервые это знание о ней самой как ее последнее слово и как ее завершение. И точно так же ее предмет, мышление или, говоря определеннее, мышление, постигающее в понятиях, рассматривается по существу внутри нее; понятие этого мышления порождает себя в ходе ее развертывания и, стало быть, не может быть предпослано.
Людвиг Йозеф Иоганн фон Витгенштейн - гениальный британский философ австрийского происхождения, ученик и друг Бертрана Рассела, осуществивший целых две революции в западной философии XX века - ведь на основе его работ были созданы, во-первых, теория логического позитивизма, а во-вторых - теория британской лингвистической философии, более известная как "философия обыденного языка". "Логико-философский трактат" - одно из важнейших произведений в творческом наследии Витгенштейна. Структурно подразделенное на семь тезисов-"афоризмов", сопровождаемых разветвленной системой комментариев, это произведение новаторски трактует само понятие взаимоотношений языка и мира - основной философской проблемы, занимавшей Витгенштейна. Идентификация логической структуры языка онтологической структуре мира приводит философа к представлению языка и мира как "зеркальной" пары, - от чего сталкивается и последующая философская теория, дерзко и парадоксально выдвигающая предположение о "языковой бессмысленности" положений этики, эстетики и метафизики.
1. 1. Мир есть совокупность фактов, а не вещей. 1. 11. Мир определен фактами и тем, что это все факты. 1. 12. Потому что совокупность всех фактов определяет как все то, что имеет место, так и все то, что не имеет места. 1. 13. Факты в логическом пространстве суть мир. 1. 2. Мир распадается на факты. 1. 21. Любой факт может иметь- место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым. 2. То, что имеет место, что является фактом, – это существование атомарных фактов. 2. 01. Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов). 2. 011. Для предмета существенно то, что он может быть составной частью атомарного факта. 2. 012. В логике нет ничего случайного: если предмет может входить в атомарный факт, то возможность этого атомарного факта должна предрешаться уже в предмете. 2. 0121. Если бы для предмета, который мог существовать отдельно, сам по себе, впоследствии было бы создано соответствующее ему положение вещей – это выступало бы как случайность. Если предмет может входить в атомарные факты, то эта возможность должна заключаться: в самом предмете. (Нечто логическое не может быть только возможным. Логика трактует каждую возможность, и все возможности суть се факты.) Как мы не можем мыслить вообще пространственные объекты вне пространства или временные вне времени, так мы. не можем мыслить какой-либо объект вне возможности его связи с другими. Если я могу мыслить объект в контексте атомарного факта, я не могу мыслить его вне возможности этого контекста. 2. 0122. Предмет независим, поскольку он может существовать во всех возможных обстоятельствах, но эта форма независимости является формой связи с атомарным фактом, формой зависимости. (Невозможно, чтобы слова выступали двумя различными способами: отдельно и в предложении.) 2. 0123. Если я знаю объект, то я также знаю все возможности его вхождения в атомарные факты. (Каждая такая возможность должна заключаться в природе объекта.) Нельзя впоследствии найти новую возможность. 2. 01231. Чтобы знать объект, я должен знать не внешние, а все его внутренние качества. 2. 0124. Если даны все объекты, то этим самым даны также и все возможные атомарные факты. 2. 013. Каждая вещь существует как бы в пространстве возможных атомарных фактов. Это пространство я могу мыслить пустым, но не могу мыслить предмет без пространства. 2. 0131. Пространственный объект должен находиться в бесконечном пространстве (точка пространства есть аргументное место.) Пятно в поле зрения не должно быть обязательно красным, но оно должно иметь цвет, оно окружено, так сказать, цветным пространством. Тон должен иметь какую-то высоту, объект чувства осязания – какую-то твердость и т. д. 2. 014. Объекты содержат возможность всех положений вещей. 2. 0141. Возможность вхождения объекта в атомарные факты есть его форма. 2. 02. Объект прост. 2. 0201. Каждое высказывание о комплексах может быть разложено на высказывания об их составных частях и на предложения; полностью описывающие эти комплексы. 2. 021. Объекты образуют субстанцию мира. Поэтому они не могут быть составными. 2. 0211. Если бы мир не имел субстанции, то имеет смысл предложение или нет-зависело бы от того, истинно или нет другое предложение. 2. 0212. Тогда было бы невозможно построить образ мира (истинный или ложный). 2. 022. Очевидно, что как бы не отличался воображаемый мир от реального, он должен иметь нечто – некоторую форму – общее с действительным миром. 2. 023. Эта постоянная форма состоит из объектов. 2. 0231. Субстанция мира может определять только форму, а не материальные свойства. Потому что они прежде всего изображаются предложениями – прежде всего образуются конфигурацией объектов. 2. 0232. Между прочим: объекты бесцветны. 2. 0233. Два объекта одинаковой логической формы – помимо их внешних свойств- различаются только тем, что они различны. 2. 02331. Или предмет имеет свойства, которых не имеет ни один другой предмет, – тогда – можно просто выделить его из других посредством описания, а затем на него указать; или же имеется много предметов, все свойства которых являются общими для них, – тогда вообще невозможно указать ли одного из этих предметов. Потому что, если предмет. ничем. не выделяется, то я не могу его выделить, – ведь в этом случае получилось бы, что он выделяется. 2. 024. Субстанция есть то, что существует независимо от того, что имеет место.